Человек не спал всю ночь. Смотрел в потолок, плакал, пел песни, мотал головой. Вместе с ним не спала мама. Она тоже пела песни, включала ему колыбельные, читала книжки, смотрела вместе с ним мультики и в потолок… Но все было напрасно. И когда за окном стало светать, мама поняла, что день у нее будет очень непростой.
Человека зовут Матвей, и ему четыре года. После бессонной ночи он отказался спать днем, и в пять часов вечера они с мамой Ольгой соревнуются, кто сильнее зевнет. Мама проигрывает.
Матвей сидит на коленях у Ольги и внимательно смотрит в экран телефона. Там мама беседует по видеосвязи с какой-то тетей. Мальчишка изучает тетю, слушает разговор и продолжает зевать. Он то откидывает голову назад, маме на грудь, то наклоняется вперед. Но мужественно сидит у мамы на коленях, пока та общается, и уходить никуда не хочет.
Еще три года назад Ольга с трудом понимала, чего вообще хочет ее ребенок. Он родился с ДЦП, а таких детей из-за физических ограничений часто автоматом причисляют к умственно-отсталым.
«Когда Матвей был совсем крохой, я начиталась всякого про его заболевание. У меня в голове были мысли: это как же его таскать везде? Это же стыдно! У него же слюни текут, люди будут смотреть…» – вспоминает Ольга.
В 2018 году Ольга с Матвеем пришли в центр для особых семей «Наши дети». Мальчишка, который не умеет говорить, ходить и даже не сидел нормально, быстро пошел на контакт со специалистом и схватил карточки. А вот маме, которая привыкла во всем принимать решения за сына, понадобилось время, чтобы научиться общаться с ним.
«А ты попробуй у Матвея спросить, что он хочет», – однажды предложила Ольге руководитель центра «Наши дети» Светлана Перевалушко.
«Он разве поймет?» – удивилась Ольга.
«Конечно, поймет. Попробуй!» – сказала Света и не ошиблась.
Когда в следующий раз мама спросила у Матвея, что он хочет надеть на прогулку и показала ему две футболки, мальчишка глазами выбрал ту, что нравится ему больше. Ольга услышала сына. Так начался их диалог.
Теперь Матвей сам делает выбор. Он ест то, что хочет и когда хочет. Играет в то, что хочет. Носит то, что ему нравится. Мама уверена: благодаря помощи специалистов центра, ее сын стал полноценным человеком, который сам принимает важные для четырехлетки решения.
«Он любит куриный суп. Обожает бабушкины пельмени. Специально для него бабушка лепит по 300 штук, и они у него идут в первую очередь. Из всего он выберет бабушкины пельмени, да? – Ольга наклоняется к Матвею, который так и сидит у нее на коленях. Матвей смотрит на маму, на его лице улыбка. – Рассказать, как ты гуляешь? Он любит общественные места, кафе, компании с друзьями. Сразу душа компании. И танцует, и веселится, и радуется. Весь в маму. А магазины ему не нравятся. Видно по нему, сразу куксит лицо».
Матвей очень привязан к маме, и даже когда смотрит любимые мультфильмы или играет, то старается не выпускать Ольгу из поля зрения. А когда ему что-то нужно, он зовет маму, чтобы она обратила на него внимание. И потом показывает, что именно ему нужно. Глазами – если вещь в поле его зрения. Рукой – в том направлении, где она находится. Языком – если просьба касается еды или питья. А мама с помощью карточек уточняет, правильно ли она поняла его желание.
«Мы идем как-то по магазину, я везу Матвея на коляске, – рассказывает Ольга. – С одной стороны в ряд стояли яркие упаковки с детским печеньем. Мы проходим мимо, а они как раз на его уровне. Он протянул руку и сбросил одну упаковку с витрины на пол. Сначала я подумала, что он нечаянно. Подняла, поставила, мы пошли дальше. А я смотрю на его реакцию – он оглядывается назад, а потом на меня смотрит, и во взгляде вопрос: «Почему?» Я сразу достаю карточки, спрашиваю его: надо печенье? Да, нет? Оказывается – человек хотел это печенье. Вот так мы один раз купили ему то, что он хочет».
Ольга верит, что мысли материальны. Поэтому в своих мечтах она рисует картинку, в которой Матвей стал самостоятельным и общается с людьми при помощи компьютерных технологий.
«Я вижу так, что у него под рукой какая-то штука, например, планшет. И с помощью планшета он может сказать, чего он хочет: есть, пить, в туалет, пульт от телевизора. Я не всегда смогу быть рядом с ним и уделять ему все свое время… А может, мой человек научится читать или писателем станет, кто знает? Специалисты центра нам очень помогают. Да, физическая составляющая ребенка нуждается в развитии, но мозги у Матвея есть, и их тоже нужно развивать. Я вижу, что он смышленый мальчик, схватывает быстро. Если у нас есть хоть какой-то шанс, чтобы он получил образование, его нужно использовать. Да, друг мой?» – мама снова наклоняется к Матвею. Тот поднимает глаза и ловит ее взгляд.
***
Центр для особенных семей «Наши дети» помогает неговорящим детям и их родителям научиться альтернативным способам коммуникации и применять их в повседневной жизни. Это карточки альтернативной коммуникации, планшет, айтрекер. Чтобы специалисты центра могли работать и бесплатно помогать детям с инвалидностью, каждый месяц нужно 56 тысяч рублей. Пожалуйста, поддержите единственный в Омске центр, который дает неговорящим детям шанс быть понятыми. Оформить разовое или ежемесячное пожертвование можно здесь.