Тимофей в полном порядке

Три раза в неделю Тимофей обедает шашлыком. В эти дни они с бабушкой и дедушкой ездят из родного Калачинска в Омск на занятия. Сначала ЛФК, потом небольшой перерыв, потом – альтернативная коммуникация. А потом бабушка покупает ему шашлык – ароматный, горячий, немного кетчупа, кусочек хлеба. Обед мужчины.

На обратном пути Тимофей обязательно просит заехать в «Ленту». Даже если покупать ничего не нужно, заехать можно просто так: на людей поглазеть, на яркие товары на полках. В Калачинске ведь таких огромных магазинов нет. После этого можно и домой. Там уже мама с работы вернулась, и ужин готов, и айтрекер ждет.

Такой график у Тимофея был до весны, пока не началась пандемия. Поездки в город на время пришлось прекратить. Но мальчишка не заскучал: дома компьютер, а что может быть интересней компьютерных игр и интернета для семилетки?

«Вот две конфеты»

Тимофей не может ходить и говорить. В год ему поставили диагноз «тяжелая форма ДЦП». И, как следствие, «умственная отсталость». По сути – приговор, который закрывает для особого ребенка доступ в социум. Мама была против, потому что знала: интеллект Тимофея в полном порядке.

«С таким тяжелым диагнозом он должен был лежать как овощ, не шевелиться, ничего не понимать. А он такой активный, всегда глазками нам объяснял, реагировал, – рассказывает мама Екатерина. – Когда мы начали учиться, ему не надо было повторять по десять раз, один раз объяснишь – он запоминал. В 2,5 года мы начали учить цифры. В пять лет он стал читать, в шесть – считать. Я ему показала на конфетах: вот две конфеты, тебе дали одну, сколько осталось? Он сразу понял, потом стал примеры решать. Мы были в шоке, что он в семь лет начал двузначные числа складывать и вычитать».

Тогда семья Тимофея еще не знала о возможностях альтернативной коммуникации. Поэтому и общения как такового у мальчика с семьей не было. Мама делала все интуитивно: распечатала буквы алфавита на принтере, вырезала, наклеила на картон. Раскладывала буквы в произвольном порядке, а сын собирал из них слова. С цифрами также: мама раскладывала перед ним примеры и несколько вариантов ответа на карточках. Тимофей выбирает нужные.

Тимофей дома во время занятия на айтрекере


Окно в мир

В январе Тимофей начал заниматься в центре «Наши дети» на айтрекере. Глаза загорелись – так ему понравилось. Но возникла проблема: на занятии он хотел сидеть перед монитором на руках у бабушки. И только так. Благодаря настойчивости специалистов центра уже через месяц Тимофей проводил урок в кресле, а бабушка могла в это время пообщаться со специалистом или просто чуть-чуть выдохнуть.

«Когда айтрекер появился у нас дома, Тимофей уже знал, что занимаемся мы только в кресле. Это был прорыв», – уверена Екатерина.

Айтрекер дает неговорящему, ограниченному в движениях ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным, возможность самому принимать решения, узнавать новое и общаться. Это так важно для маленького человека в огромном мире.

«Я показала ему, как работать с панелью управления: сюда нажал – интернет открывается, сюда – страницы. Он сразу схватил. Заходит на «Алиэкспресс», в интернет-магазины, может себе выбрать сам, что хочет. Летом я его попросила выбрать бабушке подарок. У него сначала не получалось, а я вышла из комнаты. Вернулась – он выбрал цветы, декор для дома, очень красивый. А еще я как-то ему открыла сайт «Авто.ру», теперь у него там есть любимый автомобиль «БМВ Х6» за 3 миллиона 950 тысяч. Голубого цвета. Да, хороший вкус у ребенка. Он любит открывать этот сайт и разглядывать фотографии машины. Главное, чтобы ее не продали пока, а то он расстроится», – Екатерина смеется.

Айтрекер дает надежду

В сентябре Тимофей пошел в первый класс адаптивной школы. Учиться ему очень нравится. А еще осенью ему сняли диагноз «умственная отсталость». Маме удалось доказать экспертам-медикам, что даже если ребенок не говорит и не ходит, он может читать, считать и обучаться с помощью компьютерных технологий. И быть умным.

«Я этим очень горжусь, я ведь знаю, что он умеет. Было бы очень обидно оставить ребенка на всю жизнь с таким диагнозом, зная о его способностях. Айтрекер дает мне надежду, что мы сможем учиться дальше», – говорит мама.

***

Тимофей – один из участников благотворительной акции «Играю с друзьями», которую проводит центр «Наши дети». На Новый год мы хотим подарить мальчику интерактивную игрушку, которая и порадует, и даст ему возможность развивать мышление и умственные способности. Пожалуйста, поддержите сбор на новогодние игрушки для особенных детей! Сделать это можно на нашем сайте здесь.