«В три года он стал осознанно реагировать на музыку. Мы заметили, что какие-то песни он хочет слушать, какие-то нет. С рождения у него был ведущий слуховой канал – вздрагивал от каждого шороха. Музыку вообще никакую не мог слышать, плакал, кричал. Постепенно привыкал. Сначала детские песни. Потом по радио стали гонять песню «Кас де па» на французском (Case Départ группы Team BS). Она Леше так понравилась. Он под нее жестикулировал. Просил включить, говорил: «па». Мы ее слушали целый год каждый день. С тех пор у нас включить музыку  – «па», – рассказывает Оксана Гавриленко, мама Леши.

Слушать музыку – одно из любимых занятий 12-летнего Леши. На песни он реагирует очень избирательно – одни требует выключить, другие заслушивает «до дыр». Может быть, дело в частотах, может – в ритме, может, в голосе исполнителя – родителям до сих пор не понимают, что именно любит сын. А еще он не слушает музыку с телефона – «мобильный» звук не нравится. Зато в машине или дома по телевизору – пожалуйста, сколько угодно.

«Если ему музыка заходит, он как будто рукой ритм отбивает. И пытается петь на своем языке», – говорит мама.

Лешин папа играет на гитаре и поет. Однажды вечером они с Лешей умывались и чистили зубы, и папа начал ему петь «Я иду, шагаю по Москве». Мальчишке так понравилось, что с тех пор каждый раз, когда они умываются, Леша просит песню. Шлягер 1960-х годов им с папой скоро наскучил, и периодически они обновляют репертуар. Но умывание под песню вошло у мальчишки в привычку.

Леша родился особенным. Он не может ходить, не может говорить, у него ментальные нарушения. Однако это не мешает ему расти позитивным, веселым, немного вредным, но очень любознательным ребенком. Леша любит узнавать новое, ездить в машине, гулять, гладить собак. Мамин сын, он безмерно любит папу и старшего брата Ваню. Благодаря ему Леша научился произносить новые звуки: «ва-ва» и «ня-ня», «вая» и «аня» – но полностью имя «Ваня» он не выговаривает.

Леша на занятии в центре «Наши дети»

С общением у Леши тоже не все гладко. Свои желания и мысли выражает знаками, жестами, мычанием.

«Когда хорошее настроение, во время прогулки хватает прохожих, смеется. Так он пытается общаться. Особенно он любит так делать, если рядом дети бегают. Очень редко, когда дети реагируют правильно, их этому не учат, – расстраивается Оксана. – Малыши спрашивают, почему он такой большой сидит в коляске. Те, кто постарше, понимают, что с ним что-то не так, тоже иногда вопросы задают».

Два года назад Леша с мамой начали ходить в центр поддержки особенных семей «Наши дети». Сначала для общего развития, сейчас уже с четкой целью – расширить возможности общения, ведь бытовой уровень, по словам мамы, Леша освоил:

 «За время занятий у него появилось больше звуков, слогов в речи. Правда, некоторые слоги, наоборот, пропали. Он знает цифры от одного до девяти. По карточкам умеет различать цвета, формы, времена года, одежду. Общаемся с ним с помощью вопросов и карточек. Задаю вопрос, Леша отвечает «да» или «нет». Иногда не отвечает. Не хочет или настроение такое. С карточками такая же история. Для него это игра. Говорю ему: «Ты показал сейчас музыку, а мы спать собираемся. Вечер уже». Он понимает, смеется и делает по-своему. Такой вот он».

***

Леша – участник нашей благотворительной акции «Играю с друзьями», которую проводит центр «Наши дети». На Новый год мы хотим подарить Леше игрушку с сюрпризом – мальчишка очень любит такие подарки. Мы делаем так, чтобы игрушка не только обрадовала его, но и дала возможность развиваться. Пожалуйста, поддержите сбор на новогодние игрушки для особенных детей! Сделать это можно здесь.