«Уже за первый год его жизни я поняла, что не все так просто. Что мой ребенок – особенный, – рассказывает Татьяна, мама Вадима Метелева. – Но я учусь понимать его и делать его жизнь интересной, как у всех детей».

Когда у Вадима появилось отставание в развитии, врачи пообещали, что это временно. Что в течение года он нагонит сверстников, восстановится. Но шли месяцы, и ничего не происходило. У него выявили ДЦП и кучу сопутствующих заболеваний, которые сильно осложнили основной диагноз.

Сейчас Вадиму шесть. Он умеет сидеть (с поддержкой), может перевернуться со спины на бок или на живот, а если сильно постарается – то и обратно. Ест размельченную пищу, любит печенье, бананы и сладости. Любит папу и маму. И, несмотря на ограниченные физические возможности, отлично умеет показывать мужской характер.

«Предлагаю ему – давай супчик покушаем? Мотает головой: нет. А макарошки будешь? Или гречку? Нет. А что ты сейчас хочешь, Вадим? Смотрит на меня и улыбается, – Татьяна тоже улыбается, рассказывая о сыне. – Я уже понимаю, что он хочет, но жду. Тогда он глазами показывает на фрукты или на печенье. Печенье хочешь? Улыбается, значит, да. Начинаю уговаривать: у нас обед сейчас, давай суп покушаем, а потом сладкое. Но он знает, что добьется своего, поэтому уговаривать бесполезно. Однажды я решила сделать так, как я считаю правильным: стала кормить его обедом. На обед макароны с сосиской. И что? Он даже рот не открыл. Губы надул, отвернулся и сидел так, пока я ему печенье не дала».

Два года назад Вадим с мамой пришли в центр для особенных семей «Наши дети». Татьяна признается, что поначалу занятия давались очень тяжело, особенно ей: приходилось проявлять терпение, постоянно задавать вопросы, переспрашивать. Приходилось самой учиться проговаривать все, что она делает, для сына. Постоянно вовлекать его, делать участником тех событий, которые для здорового человека составляют рутину – ежедневную, незаметную.

За два года и сын, и мама научились главному – общаться. У мальчишки сохранный интеллект, он может усваивать и обрабатывать информацию, полноценно общаться и даже вести диалог – как только научится это делать.

«Общаемся мы с помощью карточек. Карточку он глазами выбирает. Хотя дефектолог говорит, что на занятиях он пытается показывать рукой. Честно, у меня иногда терпения не хватает ждать, когда он рукой покажет. А бывает, он рукой показывает на одну карточку, а глазами на другую. Тогда я все равно переспрашиваю, – рассказывает Татьяна. – Или он просит то, чего нет на карточках. Или я не понимаю, чего он хочет, может, неправильно вопросы задаю. Тогда я его беру на руки и подношу к разным предметам, чтобы он показал, что ему нужно».

А еще Вадим умеет выбирать себе одежду. Мама подносит ему две вещи и спрашивает: «Что наденешь?» А он показывает глазами на ту кофту или футболку, которую он хочет надеть сегодня. Иногда Татьяна усложняет задачу – протягивает ту вещь, которая ему явно не понравилась, и уточняет: эта кофта? Мальчишка начинает протестовать, изгибаясь телом, головой машет, словно кричит: «Мама, как ты не понимаешь, нет, другая!» Тогда мама, наконец, показывает ту кофту, которую он выбрал: «Точно эту?» И довольный Вадим улыбается. Значит, да.

На занятия в центр они ездят дважды в неделю. Дома в эти дни они читают сказки или стихи, а вечером смотрят мультики – Вадим сам решает, как провести свободное время. Когда занятий в центре нет, Татьяна с Вадимом повторяют и учат слова, цифры, занимаются по карточкам. Вместе учатся общаться, вместе ходят по магазинам, вместе готовят обед.

«Если я на кухне – он сидит рядом в коляске. Я объясняю, что делаю. Или вот я достала картошку и спрашиваю его: что мне с картошкой делать? Беру коммуникативную книгу, и сын мне показывает, что сначала ее почистить, потом порезать и сварить. Так мы готовим суп, салат. Оладушки стряпаем, пирожки печем. Даю ему кусочек теста, он его сжимает, давит, в муке валяет. Конечно, потом мы оба в тесте и в муке, но это неважно. Он доволен, он участвует в процессе».

В этом году у Вадима появились успехи на айтрекере (компьютерная программа, которая улавливает движение глаз и переводит их в текст или речь). Мама искренне надеется, что через несколько лет ее ребенок «заговорит». Не голосом, нет – глазами.

«Благодаря специалистам центра я стала намного лучше понимать своего сына. Задала вопрос, и уже по взгляду, по улыбке вижу, что я правильно поняла его ответ, – говорит Татьяна. – Конечно, бывает, что не сразу понимаю. Для этого мы и учимся вместе с ним».

***

Вадим – один из участников благотворительной акции «Играю с друзьями», которую проводит центр «Наши дети». На Новый год мы хотим подарить Вадиму интерактивную игрушку, которая и порадует ребенка, и даст ему возможность развивать мышление и умственные способности. Пожалуйста, поддержите сбор на новогодние игрушки для особенных детей! Сделать это можно здесь.