Первую встречу в рамках проекта «Альтернативная коммуникация в адаптивной школе: от теории к практике», которая прошла в филиале АШИ №17 на улице Энергетиков, логопед Юлия Белова посвятила «азам» альтернативной и дополнительной коммуникации – диагностике уровня коммуникации неговорящих школьников с различными особенностями здоровья.
Как правило, чем тяжелее нарушения, тем более специфичным оказывается процесс формирования общения. Правильная диагностика позволяет специалистам поставить новые цели в развитии ребенка, подобрать нужные средства АДК на основе его умений. Без нее невозможно выстроить эффективную работу ни с отдельным учеником, ни в классе, где неговорящих детей несколько.
Правда, коммуникация между взрослыми, умными – и говорящими – людьми выстроилась не сразу. Вы видели когда-нибудь, как ведет занятия Юлия Белова? Это же огонь, энергия, увлеченность! Но некоторые педагоги решили, что с них хватит теории. Впрочем, победили, конечно же, дружба и любовь к детям. На практической части встречи под руководством логопеда педагоги увлеченно работали над матрицей коммуникации – этот диагностический инструмент помогает выяснить, каким образом неговорящий ребенок общается с миром, на каком этапе коммуникативных навыков находится.
– Проект только начался, но уже понятно, что он очень важен и нужен, – говорит психолог АШИ №17 Алиса Олеговна Васильева. – По образованию я дефектолог, недавно закончила педагогический университет. Курс альтернативной коммуникации у нас был факультативным, и сейчас я понимаю, что этого мало: почти 90 из детей в нашей школе – неговорящие, все – с тяжелыми множественными нарушениями здоровья, и каждый уникален. Педагогу, конечно, нужно учиться постоянно, и информация об АДК есть в открытом доступе. Но это большой объем, разобраться самостоятельно, а тем более на практике определить уровень коммуникативного развития ребенка, поставить для него новые цели, правильно использовать средства АДК, очень сложно. Специалисты-практики СЦСА «Наши дети», которые не первый год работают над АДК, не только доносят до педагогов знания простым языком, но и помогут проводить супервизии, подскажут, какие средства АДК в каком случае применимы к каждому конкретному ученику, помогут двигаться дальше в его развитии.