С 1 октября мы начинаем новый проект – «Альтернативная коммуникация в адаптивной школе: от теории к практике».
С 2018 года обучая неговорящих детей общаться при помощи айтрекеров и карточек, замещающих устную речь, мы заметили, что педагоги не используют на уроках навыки, которые мы даем детям. В 2022 году вместе с Социальной школой «Каритас» мы запустили проект «Время АДК» (альтернативной и дополнительной коммуникации), и 30 педагогов адаптивных школ Омска прошли курс повышения квалификации. Но, увы, больших изменений не произошло.
Мы посетили уроки, поговорили с педагогами адаптивной школы-интерната №17. Выяснили, что они, во-первых, не могут самостоятельно делать карточки, коммуникативные доски и книги – не хватает ни средств, ни оборудования. Во-вторых, тем, кто не прошел курс, трудно самим сложить теорию в систему, хотя в интернете ее достаточно. Тем, кого мы уже теоретически подковали, не хватает навыков диагностики особенностей общения неговорящих детей и подбора АДК. Педагоги не понимают, правильно ли выстраивают работу, потому что нет «правильных» образцов. В итоге карточки на уроках используются для чего угодно, но не для общения с неговорящими учениками.
Между тем, количество учеников, не овладевших устной речью до школы, растет. Только в подразделении АШИ № 17 на Энергетиков обучается 90 неговорящих детей. Если не выстроить систему общения с ними при помощи АДК, то все обучение может стать практически бесполезным.
Вот почему с 1 октября мы начинаем новый проект – «Альтернативная коммуникация в адаптивной школе: от теории к практике».