«Привет!» – машет Варя рукой в камеру телефона и убегает. Достает акварельные краски, тетрадку и садится рисовать.

С ее мамой Ириной мы разговариваем по видеосвязи. Вторая волна ковида, многие на карантине или изоляции. Варя еще раз заглядывает в телефон мамы, чтобы улыбнуться незнакомой тете, и возвращается к своему занятию. А Ирина рассказывает про горшок, с которого все началось.

Дома или у бабушки с дедушкой Варя всегда знала, где горшок, и сама им пользовалась. Но если она хотела в туалет в незнакомом месте, то начинала требовать тот самый горшок. Не получив, устраивала скандал родителям. Очень громкий и долгий. И в 4,5 года Варю привели в центр для особых семей «Наши дети». Научить дочку проситься в туалет – таким был запрос мамы к специалистам. В центре Варя впервые увидела карточку, обозначающую туалет. То есть горшок. Так началось обучение Вари альтернативной коммуникации.

«Едем мы как-то в машине, и она кричит: «Горшок!». Через карточку она запомнила слово и понятие, – рассказывает Ирина. – Сейчас она может сказать, что хочет в туалет. Мы вышли на понимание «да» и «нет». Бывает, если не понимает, я предлагаю ей выбрать. За стол садимся. Будешь гречку или капусту? И ставлю перед ней два блюда. Она говорит: «Гречку». Все понятно».

Речевые нарушения у Вари – результат гипоксии, которую малышка перенесла при родах. Маме срочно сделали кесарево сечение, но мозг девочки уже был поврежден. Повреждения эти стали явно заметны на втором году Вариной жизни. Сначала – ее маме, потом и специалистам.

«После третей акэдээски (от автора: адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная  вакцина) у нее подорвало эмоционально-волевую сферу, – Ирина оперирует медицинскими терминами, как настоящий врач. – Педиатры говорят что? Кризис года, кризис полутора лет. Но к двум годам речь не появилась. Все ушло в раздражительность, в крики, в скандалы. Договориться с ней ни о чем нельзя было – сразу кричала».

Первые годы жизни дочки Ирина вспоминает, отворачиваясь от камеры и смахивая что-то с ресниц. Бесконечные истерики и слезы. Консультации, врачи, психиатр, больницы, подбор препаратов, лечение, таблетки, уколы. Весной и осенью – обострение, неврозы, истерики.

В три года Варю повели к дефектологу, но динамика была незначительная. На занятиях девочка выполняла задания специалиста, но применить в жизни кабинетные знания ни она, ни мама не умели.

В 2019 году Варя начала обучение в центре «Наши дети». И результат стал заметен почти сразу: два месяца работы по методике альтернативной коммуникации дали семье больше, чем год с дефектологом. Навыки прививались через игру, через карточки, которые для Вари стали дополнительным способом общения, помогающим запустить речь. Методика центра сработала – девочка стала говорить.

«Я не отсиживалась до пяти лет, не ждала, что речь сама появится, – говорит Ирина. – Мы выпили гору препаратов, еще и кололи разные. Многое перепробовали. И вот лет после пяти у нее началось понимание, началась речь, появился контакт. Стало получаться общение».

Варя на занятии в центре «Наши дети»

Сейчас Варе шесть. Сезонные смены настроения остаются с ней до сих пор. Но у нее подрастает младший брат, который помогает ей общаться, говорить. И Варя говорит. «Я хочешь яблоко» – вполне понятно.

Карточками мама с Варей пользуются и сейчас. Несколько, например, висят на холодильнике. Когда Варя заходит на кухню, она с помощью карточек показывает, что ей нужно.

«Иди, умывайся!» – прерывая свой рассказ, командует Ирина дочке. А сама смеется.

За 14 минут, что длится наш онлайн разговор, Варя, кроме тетрадки, успевает основательно раскрасить куклу и себя. И конечно, пробует краски на вкус. Невкусно.

«Все у нас через рот: краски, пластилин, даже песок, – мама говорит уже на фоне шума воды и детских голосов. – Вообще она такая, за любой кипиш. Любит рисовать, лепить – если с ней сидеть и заниматься. Гулять любит. По дому с братом на машинках гоняет, на самокатах. Сейчас они уже недели две всех лечат. То они медведя лечат, то друг другу уколы ставят».

А еще Варя любит танцы. С прошлого года она ходит в танцевальную студию и даже участвовала в концерте: вышла на сцену ДК «Звездный» вместе с другими особыми ребятишками. И конечно, как настоящей девочке ей очень нравится наряжаться в танцевальные костюмы и делать красивые прически.

***

Варя участвует в благотворительной акции «Играю с друзьями», которую проводит центр «Наши дети». На Новый год мы хотим подарить ей набор для игры в парикмахерскую. Похожий набор есть в нашем центре, и после каждого занятия Варя бежит и играет с ним, пока мама общается со специалистом. Было бы здорово, если бы она могла играть в то, что ей нравится, дома. Пожалуйста, поддержите сбор на новогодние игрушки для особенных детей!