Говорящие картинки: библиотека для особенных детей

С 2018 года мы развиваем тему альтернативной коммуникации для неговорящих детей. Были открыты студия альтернативной коммуникации, кабинет компьютерных технологий и школа коммуникации для родителей.

Когда дети достигли определенного уровня коммуникативных возможностей, мы столкнулись с проблемой расширения словаря неговорящих детей.

Проанализировали и пришли к выводу, что основным источником расширения пассивного словаря у детей нормы является чтение книг. Именно книги формируют понимание обращенной речи и соотнесение с картинкой. Что очень важно для неговорящих детей, общающихся при помощи альтернативной коммуникации.

Мы провели опрос среди семей, посещающих студию альтернативной коммуникации, выяснили что читают детям книги всего лишь 30% опрошенных мам. Основная причина почему не читают: «не знаем какие книги читать».

Действительно, это не простая задача, когда у ребенка снижен интеллект,  в его развитии сложно ориентироваться на сверстников и подбирать книга в соответствии с возрастом. Решить данную проблему может возможность брать домой книги соответствующие уровню ребенка, рекомендованные педагогами.

В мире для развития пассивного словаря неговорящих детей используют специально адаптированные книги, где вместо текста используются карточки.  К сожалению, на рынке детской литературы мы нашли всего 3 книги соответствующим образом адаптированные для неговорящих детей.  Решить эту проблему можно созданием собственных адаптированных книг. Что значительно расширит ассортимент детской литературы, которую неговорящие дети смогут читать совместно с родителями. Принцип использования картинок вместо текста способствует увеличению понимания речи у самых сложных детей, которые не понимают обращенную устную. Для них картинка является посредником в коммуникации. Чтение адаптированных книг позволит увеличить базовый словарь понимаемой речи.

Применение принципа библиотеки, выдачу книг домой, а потом их возвращение, позволит родителям регулярно брать книги домой и читать совместно с детьми, решая задачу расширение словаря и представлений об окружающем мире неговорящего ребенка.

Цель: Открытие библиотеки для неговорящих детей с инвалидностью, на базе студии альтернативной коммуникации.

 Бюджет проекта: 50 000 рублей.

Срок реализации: август — сентябрь 2020г.

Поддержка оказана: Администрацией города Омска в рамках конкурса для некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов в 2020 году.