Говорящие картинки: библиотека для особенных детей

С 2018 года мы развиваем тему альтернативной коммуникации для неговорящих детей. Открыты Студия альтернативной коммуникации, кабинет компьютерных технологий и школа коммуникации для родителей.

Когда дети достигли определенного уровня коммуникативных возможностей, мы столкнулись с проблемой расширения словаря неговорящих детей.

Проанализировали и пришли к выводу, что основным источником расширения пассивного словаря у детей нормы является чтение книг. Именно книги формируют понимание обращенной речи и соотнесение с картинкой. Это особенно важно для неговорящих детей, общающихся при помощи альтернативной коммуникации.

Мы провели опрос среди семей, посещающих студию альтернативной коммуникации.  Выяснили, что читают детям книги всего лишь 30% опрошенных мам. Основная причин: «не знаем, какие книги читать».

Действительно, это непростая задача, когда у ребенка снижен интеллект. В его развитии сложно ориентироваться на сверстников и подбирать книги в соответствии с возрастом. Решить данную проблему может возможность брать домой книги, соответствующие уровню ребенка,  которые порекомендовали педагоги.

В мире для развития пассивного словаря неговорящих детей используют специально адаптированные книги, где вместо текста — карточки. К сожалению, на рынке детской литературы мы нашли всего 3 книги,  соответствующим образом адаптированные для неговорящих детей. Но решить проблему можно созданием собственных адаптированных книг. Это значительно расширит ассортимент детской литературы, которую неговорящие дети смогут читать совместно с родителями. Принцип использования картинок вместо текста способствует увеличению понимания речи у самых сложных детей, которые не понимают обращенную устную. Для них картинка является посредником в коммуникации. Чтение адаптированных книг позволит увеличить базовый словарь понимаемой речи.

Применение принципа библиотеки — выдача книг домой, а потом их возвращение — позволит родителям регулярно читать дома совместно с детьми, решая задачу расширения словаря и представлений об окружающем мире неговорящего ребенка.

Цель: Открытие библиотеки для неговорящих детей с инвалидностью на базе Студии альтернативной коммуникации.

 Бюджет проекта: 50 000 рублей.

Срок реализации: август — сентябрь 2020 г.

Поддержка оказана Администрацией города Омска в рамках конкурса для некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов в 2020 году.