Зачем неговорящему ребенку расписание?

Пример визуального расписания

Особенные дети привыкают к определенному распорядку дня, и любой его сбой может обернуться катастрофой. Например, утром ребенок просыпается, потом – умывается, завтракает, а потом идет с мамой на занятия. Когда занятие заканчивается, они возвращаются домой и обедают. Или едут в магазин.

Эту последовательность создает расписание. Его можно составлять с помощью карточек или предметов. Вилка означает, что ребенок идет есть, мочалка – умываться, расческа – расчесываться, футболка – что сейчас он будет одеваться.

Для чего нужно расписание?

  • Для комфорта ребенка. Малыш понимает, что его не просто взяли на руки и куда-то понесли, а понимает, что его ждет и к чему ему нужно готовиться. И чувствует себя более спокойно и комфортно.
  • Для минимизации конфликтов. Ребенок заранее знает, что произойдет, ведь правила диктует расписание, а не мама или папа, с которыми можно поспорить.
  • Для развития самостоятельности. Расписание учит ребенка обходиться без подсказок и инструкций от других людей. Особенно это касается детей с РАС.
  • Для снижения тревожности. Если ребенок знает, что он едет на занятие по ЛФК, он готовится к выходу на улицу, встрече с инструктором, активности. Визуальное расписание помогает ребенку понять, что происходит вокруг, и облегчает коммуникацию с окружающими. Это эффективный способ упорядочить бытовую и учебную деятельность ребенка.

Важно понимать, что визуальное расписание не будет работать само по себе, даже если его прикрепить на видное место. Есть определенные алгоритмы его ведения.

Расписание всегда располагаем в зоне видимости и досягаемости ребенка, чтобы он мог с ним взаимодействовать

Выстраивать расписание мы начинаем с короткой и простой последовательности. Например, «сначала» – «потом»: так мы учим ребенка понимать последовательность действий во времени. Сначала мы завтракаем, потом мы играем. Сначала мы идем на занятия, потом – гуляем.

Как только ребенок усвоил эту простую последовательность, можно делать следующий шаг – расширять временные промежутки. Создавать визуальное расписание на занятие, на часть дня, затем – на день. И только затем можно организовывать расписание на неделю.

Из чего составить визуальное расписание?

Это зависит от того, каким средством альтернативной коммуникации пользуется ребенок.

  • Предметное расписание наполняется реальными предметами или заместителями. Маленькая ложка или чашка напоминает о приеме пищи. Зубная щетка – об умывании и т.д.
  • Карточки или фотографии с изображением предметов – ничего лишнего, только то, что предстоит сделать.
  • Подписи без картинок используются для читающих детей или для взрослых.

Важно! Расписание всегда располагаем в зоне видимости и досягаемости ребенка, чтобы он мог с ним взаимодействовать. Это может быть доска, или полка, или подставка, или контейнеры – для предметов, карточек.

Также необходимо предусмотреть пространство (контейнер, коробку, другую полку) для завершенных дел. Чтобы ребенок понимал, что одно действие, событие закончилось и можно переходить к следующему. Завершение действия дает возможность детям активней осваивать временные параметры, и это не только «сейчас» и «потом», но и «вчера», «сегодня», «завтра», а также дни недели и даже месяцы.

Если ребенок большую часть дня проводит вне дома, то предусмотрите возможность брать расписание с собой

С помощью визуального расписания дети учатся не только понимать происходящее. Они знают, что их ждет в течение дня, снижают стрессовую нагрузку. Кроме того, постепенно они учатся планировать день, и в дальнейшем расписание можно составлять вместе.

Визуальное расписание очень удобно для использования дома. Но если ребенок большую часть дня проводит вне дома, то предусмотрите возможность брать расписание с собой. Либо можно продублировать его в детском саду или школе, куда ребенок ходит.

, , , ,